- ЛЕГЕНДА
ЛЕГЕ́НДА (от лат. legenda, букв. то, что следует прочесть),
1) один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья (начиная с VI в.); первоначально житие святого, написанное для чтения в день его памяти, или патериковые рассказы (см. Патерик); сам термин возник в католической письменности. Со временем Л. стали называть также разнообразные повествования религиозного характера, благочестивые и поучительные в той же степени, как и первоначальные Л. (биографии подвижников и раскаявшихся грешников, притчи о животных, растениях, предметах христианского культа и т. д.).К XIIIXV вв. в Европе сложились многочисленные сводные сборники христианских Л. на латинском языке, в т. ч. знаменитая «Золотая легенда» («Legende aurea», XIII в.) Якопо из Варацце, переведенная на большинство западноевропейских языков и послужившая источником сюжетов и мотивов для средневекового эпоса (в т. ч. рыцарского романа), драмы (мистерии, школьной драмы), лирики и иконографии. В это же время многочисленные Л. перелагаются в стихотворную форму (поэма об Алексее божьем человеке). В западноевропейской письменности различают Л. агиографические, куртуазно-религиозные (напр., Артуровские легенды), Л.-«путешествия» (связанные с крестовыми походами), Л.-миракли.
2) В фольклоре Л. вошедший в традицию устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимающиеся рассказчиком или слушателем как достоверные. В отличие от предания Л. всегда фантастична по содержанию и повествует как о прошлом, так и о настоящем и будущем. В русском фольклоре различают Л. космогонические, топонимические (о происхождении стран, морей), этнографические (о происхождении народов), христианские и религиозно-апокрифические, исторические и героические. Текст фольклорной Л. отличается неустойчивостью, сюжет может быть отрывочным.
Мотивы и фабулы как литературных, так и фольклорных Л. широко использовали писатели: Новалис, Л. Тик, А. Мицкевич, В. Ирвинг, В. Скотт, Г. Флобер, Т. Манн; в России А. И. Герцен, Н. С. Лесков, Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь, А. М. Ремизов и др.
В современном обиходном значении Л. часто называют, независимо от жанра, произведение, отличающееся поэтическим и «сверхъестественным» вымыслом и одновременно претендующее на некую достоверность в прошлом («Бог правду видит, да не скоро скажет» Л. Н. Толстого, «Девушка и смерть» М. Горького).
Издания и литература:
Афанасьев А. Н., Народные рус. легенды, 3 изд., М., 1916;
Веселовский А., Опыты по истории развития христ. легенды, «ЖМНП», 1875, № 45; 1876, № 23; 1877, № 2, 5;
Чистов К. В., Рус. народные социально-утопич. легенды XVIIXIX вв., М., 1967;
Полякова С. В., Визант. легенды как лит. явление, в кн.: Визант. легенды, Л., 1972.К. В. Чистов.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.